Аккумулятор электромобиля является ключевым элементом, так же как и топливный бак автомобиля внутреннего сгорания – он обеспечивает энергией компоненты электропривода автомобиля, заряжаемые электричеством. Поэтому неудивительно, что вопрос его долговечности вызывает такие дискуссии среди энтузиастов электротранспорта.
Принцип работы АКБ электромобиля достаточно прост: вы периодически заряжаете его на специальных зарядных станциях или в домашних условиях, после чего получаете определенный запас хода в километрах. На него влияют, в свою очередь такие факторы, как:
- внешняя температура (зимой запас хода, как правило, меньше);
- предпочитаемый стиль езды;
- использование кондиционера и систем мультимедиа;
- тип шин и давление в них и так далее.
Заряд, накопленный в аккумуляторе, расходуется на приведение в движение электромотора или электроприводов каждого из колес. Также электричество необходимо для работы систем освещения салона, оптики, GPS навигации и так далее.
Какие АКБ используются в электромобилях
В настоящее время практически во всех серийных электромобилях используются аккумуляторы или тяговые аккумуляторные блоки на основе литий-ионных элементов. Литий-ионные аккумуляторы широко используются не только в электромобилях, но и в цифровой технике и бытовой электронике.
Преимуществом литий-ионных батарей является высокая плотность энергии, запасенной в батареях этого типа по сравнению с альтернативными технологиями изготовления батарей (например, никель-кадмиевыми или никель-металлогидридными элементами).
Именно высокая плотность энергии на заре развития литий-ионных элементов позволяла хранить как минимум в два раза больше энергии в том же объеме батареи, чем при других технологиях производства батарей. Дополнительным преимуществом аккумуляторов этого типа является:
- отсутствие эффекта «памяти» (что позволяет безопасно их перезаряжать);
- возможность заряжаться быстрее, чем у конкурентов с альтернативными технологиями изготовления;
- более длительный срок службы литий-ионных аккумуляторов по сравнению с другими типами.
Что такое деградация батареи электромобиля
Абсолютно каждая батарея, независимо от используемой электрохимической технологии, подвержена деградации или, говоря простым языком – старению. Это касается и литий-ионных аккумуляторов, используемых во многих современных электромобилях.
Неисправный аккумулятор: как проявляется поломка?
Деградация проявляется в виде постепенного уменьшения емкости аккумулятора, что приводит к уменьшению запаса хода. Также вы можете наблюдать слишком быстрый разряд аккумуляторных батарей в зимние периоды, что требует более частой и длительной подзарядки.
Производители электромобилей гарантируют долговечность используемых ими аккумуляторов, косвенно предлагая на аккумулятор достаточно длительный гарантийный срок – до 10 лет и 200 тысяч км пробега и даже больше!
При этом срок службы литий-ионных аккумуляторов зависит от многих факторов, и это ставит перед нами еще один важный вопрос.
Что влияет на срок службы аккумулятора электромобиля?
Самая большая ошибка, которую мы можем совершить при использовании любого устройства, оснащенного литий-ионным аккумулятором (это касается не только электромобилей), позволить такому аккумулятору полностью разрядиться и оставить его в таком состоянии на долгое время.
Законы физики неумолимы, любая батарея, полностью лишенная энергии, перестает быть батареей. Разумеется, сложные системы BMS (Battery Management System – встроенная в батарею электроника, управляющая запасенной в ячейках энергией) гарантируют, что этого не произойдет.
В результате даже если водитель разряжает автомобиль «в ноль», де-факто в аккумуляторе еще осталось немного энергии. Однако каждая батарея со временем теряет энергию, поэтому оставление почти разряженной литий-ионной батареи в течение длительного времени может привести к тому, что она перестанет выполнять свою функцию.
Гораздо лучшая идея — эксплуатировать электромобиль таким образом, чтобы автомобиль всегда был заряжен от 20 до 80% своего объема энергии. Регулярная «полная» зарядка также не является хорошей идеей из-за риска перегрева элементов, хотя мы можем без каких-либо опасений зарядить аккумулятор до 100 процентов непосредственно перед тем, как отправиться в дальнюю дорогу. В таком случае это даже желательно и, в конце концов, это дает нам большую дальность действия.
Еще один важный вопрос — зарядка электромобиля «более медленным» переменным током (AC) в домашних условиях (как от розетки, так и быстрее, с помощью домашней зарядной станции). Эта относительно щадящая зарядка означает, что аккумулятор прослужит намного дольше, чем аккумулятор, который регулярно заряжается очень быстро.
Как продлить срок службы аккумулятора
Советы экспертов достаточно просты:
- не оставляйте батарею со 100% зарядом без дела;
- не позволяйте батареи находиться в разряженном состоянии длительное время;
- для ежедневных нужд заряжайте батарею до 90% или даже меньше;
- при длительном хранении оставляйте автомобиль подключенным к сети;
- периодически полностью заряжайте батарею.
И не забывайте о регулярном техническом обслуживании вашего электромобиля, ведь многие его системы могут оказывать влияние на эффективность и срок службы имеющегося в наличии АКБ.