Назначение подвески автомобиля
Во время движения транспортного средства все колебания, возникшие от неровностей дороги, передаются на кузов. Задача подвески — смягчать или гасить подобные колебания. Дополнительной функцией является обеспечение соединения кузова и колес, при этом колеса имеют возможность менять расположение независимо от кузова, регулируя направление движения. Вместе с колесами, подвеска входит в обязательные элементы ходовой части машины.
Строение подвески
Подвеска — это технически сложное устройство, состоящее из следующих частей:
- Упругих элементов — металлических и неметаллических деталей, принимающих он всю нагрузку от движения по неровностям, и, в силу своих свойств, распределяющих ее на конструкцию кузова.
- Гасящих устройств (амортизаторов) — агрегатов с пневматическим, гидравлическим или комбинированным строением, нивелирующим колебания кузова, полученных от упругих частей.
- Направляющих деталей — различных рычагов, соединяющих подвеску с кузовом, и контролирующих смещение колес относительно друг друга и кузова.
- Стабилизаторов поперечной устойчивости — упругих штанг из металла, связывающих подвеску и кузов, и устраняющих возможный крен машины во время движения.
- Колесных опор — деталей передней оси в виде поворотных кулаков, принимающих нагрузки от колес, и распределяющих их подвеской.
- Средств крепления деталей, агрегатов и узлов, задача которых — соединять подвеску и кузов между собой. Это жесткие соединения на болтах, шаровые опоры или шарниры, композитные сайлентблоки.
Типы подвесок
Существует два основных типа подвесок — зависимая и независимая. Речь идет о зависимости или независимости колес одной и той же оси при движении по неровностям дорожного покрытия.
Зависимая подвеска. Колеса одной оси жестко связаны друг с другом и перемещение одного из них приводит к изменению положения другого. В самом простом случае состоит из моста и двух продольных рессор. Возможен вариант на направляющих рычагах.
Независимая подвеска. Колеса на одной и той же оси не имеют связи друг с другом, и устранение одного не влияет на положение другого.
Зависимая подвеска
Особенности конструкции: два колеса, соединенные сплошной осью, еще такую конструкцию называют мостом.
Главное отличие зависимой подвески от независимой подвески заключается в том, что в ней колеса одной оси строго взаимосвязаны, то есть движение одного колеса влияет на другое колесо. Если одно колесо смещается по вертикали, то площадь контакта с дорогой другого колеса тоже меняется, следовательно, уменьшается управляемость автомобиля, особенно на высокой скорости.
Основные преимущества зависимой подвески:
— высокая прочность и устойчивость к повреждениям,
— большой клиренс,
— хорошая проходимость по бездорожью,
— простота конструкции,
— недорогое обслуживание.
Недостатки: управляемость на высоких скоростях оставляет желать лучшего, недостаточная маневренность в условиях города, невысокий уровень комфорта и невысокая информативность при рулевом управлении.
Зависимая подвеска идеально подходит для внедорожников.
Независимая подвеска
Особенности конструкции: состоит из различных элементов — пружин, торсионнов и рычагов. Независимая подвеска отличается от зависимой тем, что в ней почти нет никакой взаимосвязи между двумя колесами одной оси, движение одного колеса может влиять на другое лишь незначительно.
Вариантов исполнения независимой подвески достаточно много, самые популярные из них — торсионная подвеска МакФерсон (McPherson). Последняя, благодаря своей компактности, с успехом используется в конструкциях легковых автомобилях с передним приводом, так как не препятствует поперечной установке двигателя и трансмиссии.
Преимущества:
— большой срок службы;
— хорошая управляемость, в том числе, на высокой скорости;
— достаточная информативность при управлении;
— можно настраивать параметры подвески, в соответствии с определенными условиями движения;
— достаточная степень комфорта по ходу движения автомобиля.
Недостатки независимой подвески: высокая стоимость, сложность конструкции, дорогой ремонт.
МакФерсон
Это недорогие и широко используемые типы подвесок в автомобилях. Основная причина их широкого применения заключается в том, что они просты по конструкции, легко управляемы и обеспечивают хороший уровень комфорта для пассажиров. Этот тип может быть легко модифицирован в соответствии с потребностями того или иного типа автомобиля.
Двухрычажная
Названа так из-за своих «А»-образных рычагов, похожих на скобки (встречаются только в независимой подвеске). Они поддерживают устойчивость автомобиля и обеспечивают пассажирам комфортную езду благодаря большей управляемости даже на экстремальных скоростях. Модернизированная версия этого типа подвески используется в основном в спортивных автомобилях и автомобилях класса люкс.
Многорычажная
Основной причиной популярности этой подвески является ее качественное сцепление, что делает ее лучшим выбором для автомобилей, путешествующих по бездорожью. Они способны компенсировать практически все удары, с которыми сталкиваются во время движения. Кроме того, они помогают автомобилю проходить повороты, увеличивая его сцепление. Как правило, их устанавливают на автомобили премиум-класса, поскольку обслуживание этого типа подвески обходится недешево.
Вывод
Однозначно выделить какую-то конструкцию нельзя, каждая обладает рядом положительных и отрицательных качеств. Двухрычажная и многорычажная подвески более универсальны. Макферсон лидирует по кинематике. Зависимая подвеска требует специфических условий и подойдет не всегда. Внедорожники с зависимой подвеской будут чувствовать себя увереннее на небольшой скорости на асфальтированной дороге. Выбор зависит от модели, целей, для которых выбран автомобиль, предпочтений и навыков водителя, финансовых возможностей.