Для чего нужен генератор в автомобиле?
Генератор является основным источником электрической энергии в автомобиле: вырабатывает ее из механической и передает ко всем потребителям в автомобиле, а также служит для зарядки аккумулятора при средней и большой частоте вращения коленчатого вала. Генератор приводится в движение двигателем с помощью приводного ремня.
Генератор и аккумулятор тесно связаны между собой. Если генератор подает энергии меньше, чем требует фактическая электрическая нагрузка, тогда к этой задаче привлекается аккумулятор: он временно подает дополнительную энергию на электрическое оборудование.
Поломка или неисправность генератора приводит к быстрой разрядке аккумуляторной батареи, следствием чего является обесточивание автомобиля и невозможность продолжать движение.
Неисправности генератора: основные виды поломок
Если говорить о неисправностях генератора, то здесь выделяются несколько основных поломок, случающихся повсеместно. К ним относятся:
- неисправность шкива;
- поломка щеток;
- изношенность коллектора;
- выход из строя регулятора;
- короткое замыкание в намотке ротора;
- повреждение подшипника;
- поломка диодного моста;
- нарушение целостности проводов.
Следует отметить, что в конструкции автомобиля эта деталь работает в паре с аккумулятором. Поэтому причины неисправности генератора часто заключаются в поломке АКБ. Поэтому следует перечислить и распространенные поломки батареи. К ним относятся:
- короткое замыкание АКБ;
- повреждение свинцовых пластин батареи;
- повреждение корпуса аккумулятора;
- изношенность клемм батареи;
- превышение водителем срока эксплуатации АКБ;
- неправильное обслуживание или установка АКБ;
- установка неподходящей для машины батареи.
Генератор автомобиля, неисправности которого бывают абсолютно разными, делится на две основные разновидности. Существуют модели на постоянном и на переменном токе — в современных авто применяется преимущественно последний вариант. Такие запчасти оснащаются диодным мостом, который преобразует переменный ток в постоянный, поскольку электрооборудование в транспортном средстве только с определенным параметром напряжения.
Признаки поломки генератора
В большинстве случаев генератор не ломается за один миг. Признаки его неисправности появляются постепенно, и внимательный водитель может их заметить и своевременно отреагировать. К ним относятся:
- Неуверенный запуск двигателя автомобиля. Неисправность генератора приводит к недостаточной зарядке АКБ, вследствие чего батарея плохо прокручивает стартер.
- Загорание индикатора на панели приборов — пиктограммы в виде аккумулятора, которая означает, что АКБ не заряжается должным образом. Если такой сигнал появился в дороге, надо немедленно выключить все, что питается от АКБ (магнитола, кондиционер, вентиляция салона, при возможности фары и т.д.) и двигаться в сторону ближайшей СТО.
- Тусклый свет фар или мерцание фар. Если вы заметили, что фары стали гореть тускло, мерцают при изменении оборотов двигателя или при большой нагрузке на электрическую систему, или же то же самое происходит с подсветкой приборной панели, обратитесь на диагностику генератора.
- Свист приводного ремня, идущий из-под капота непрогретого автомобиля. Это означает, что приводной ремень слабо натянут, что повлечет неспособность генератора вращаться с нужной скоростью и в достаточной мере заряжать аккумулятор.
- Звонкий звук, раздающийся из-под капота при движении. Может означать износ подшипников качения, установленных внутри генератора, или же износ обгонной муфты. Эта неисправность требует разборки генератора.
Ремкомплекты и диагностика генератора
При вышеупомянутых признаках скорее всего понадобится ремонт определенных элементов запчасти. Диагностика генератора должна проводиться со знанием дела, поэтому при отсутствии инструментов и должного опыта лучше обратиться за помощью к профессионалам в СТО.
Если же водитель знает, как функционирует генератор в его автомобиле, то нужно предварительно побеспокоиться о наличии ремонтного комплекта.
На рынке далеко не для всех моделей есть приличные ремкомплекты, поэтому лучшим решением станет покупка его элементов по отдельности. Хороший ремонтный комплект состоит из:
- щеток и щеткодержателей;
- регулятора напряжения;
- диодного моста;
- комплект подшипников.
Перед покупкой каждого элемента важно позаботиться о том, чтобы запчасти совместимы с транспортным средством. Только так можно устранить неисправность генератора.
Что надо учесть, выбирая генератор для замены?
Номенклатура оригинальных деталей, используемых производителями транспортных средств, очень широка, поэтому поставщики запасных частей стараются обеспечивать максимальное сходство с оригинальными деталями. Генератор на замену не обязательно должен выглядеть так же, как оригинальный, но он должен обеспечивать такую же выходную мощность и иметь такие же характеристики шкива. Посадочные размеры генератора должны быть такие же, как и у оригинального.
Важнейшие критерии выбора нового генератора:
- долгий срок службы и отсутствие потребности в обслуживании;
- тип регулятора напряжения (является ключевым критерием, поскольку он определяет параметры регулирования напряжения);
- тип шкива, диаметр и количество ребер;
- посадочные размеры, такие как расположение крепежных проушин, диаметры крепежных отверстий, разъем проводки и пр;
- выходная мощность должна соответствовать требованиям производителя автомобиля.
Важно! Ни в коем случае не используйте генератор с меньшим значением тока на выходе в транспортном средстве, для которого требуется генератор более высокой мощности: перегрузка приведет к преждевременному выходу генератора из строя.