Что такое ремень ГРМ?

Для чего нужен ремень ГРМ на автомобиле

ГРМ — это механизм, который отвечает за регулировку своевременного выпуска отработанных газов и впрыска топливовоздушной смеси в двигателях внутреннего сгорания.

Привод ГРМ в машине — это ремень либо цепь.  Ремень привода — резиновое зубчатое изделие, которое синхронизирует вращение коленвала и распредвала двигателя. Работа ремня устроена по тому же принципу, что и вращение шестерни велосипеда.   Кроме того, привод ГРМ, благодаря своим насечкам, поддерживает нужные показатели настроек системы. Еще одна функция ремня — управление водяным насосом, а иногда и помпой.

Принцип работы и устройство ГРМ

Ремень ГРМ — это кольцо из технической резины. Иногда в состав этого элемента входят нити из полимеров. Благодаря резине изделие работает с минимальным уровнем шума. 

Наиболее распространенными являются такие виды ремней:

  • зубчатые;

  • поликлиновые;

  • клиновые.

В большинстве ДВС применяются зубчатые ремни — более сложные с точки зрения конструкции и эффективные при настройке фаз ГРМ. На внутренней поверхности такого ремня предусмотрены насечки, благодаря которым обеспечивается сцепление со шкивами коленвала и распредвала. Важным параметром ремня является внутренний диаметр кольца и его ширина. При покупке оригинального изделия важно учитывать эти характеристики.

Признаки износа ремня ГРМ и цепи

На износ этого элемента влияет множество факторов:

  • термин эксплуатации автомобиля;
  • поломки двигателя;
  • слишком сильная или, наоборот, слабая натяжка ремня;
  • протекание смазочного материала;
  • неправильный монтаж и обслуживание;
  • резкая манера езды.

Ресурс любых комплектующих и расходных материалов заложен производителем изначально, только не каждый производитель это отображает. В случае с приводным ремнем газораспределительного механизма, его ресурс зависит от качества материала, из которого изготовлен расходник, а ремень ГРМ – это расходный материал. И если производитель не указывает, через какое время следует его заменить, такая информация должна отображаться в технической документации на транспортное средство.

Когда менять ремень ГРМ

В среднем, рекомендуемый для замены ремня ГРМ пробег автомобиля не должен превышать отметки в 90 – 100 тыс. км, в частности это касается, и старых подержанных, и многих новых иномарок.

На современных машинах, особенно японского и немецкого производства, срок замены может быть сдвинут до 120 – 150 тыс. км, но при этом рекомендуется регулярно проверять состояние ременного привода и при видимых признаках критического износа, не дожидаться обрыва, а менять незамедлительно.

Важные признаки, свидетельствующие о том, что пришло время заменить ремень:

  • возраст изделия не менее 7–8 лет;

  • появление дыма в выхлопной трубе;

  • неполадки в системе зажигания;

  • подтекание смазки из-под кожуха;

  • необычные звуки (щелчки или др.);

  • стартер крутится, а двигатель не запускается;

  • видимые трещины и другие «симптомы» износа.

Что будет если порвется ремень ГРМ

  • мотор заглохнет. При следующей попытке завести авто стартер будет крутиться, привычный металлический стук будет слышен, однако компрессии в цилиндрах не будет;
  • клапаны согнуться. Это может произойти из-за того, что работа распределительного и коленчатого валов станет асинхронной. Как результат возникновение необходимости в снятии головки блока цилиндров и ее ремонта;
  • поршни будут разрушены. Если поршень ударится о клапан, то на нем могут появиться трещины. В таком случае обойтись без капитального ремонта двигателя не получится. Если ситуация будет критичной, то вообще понадобится замена блока цилиндров.

Более внимательными следует быть к дизельным агрегатам – они более чувствительны к поломкам и в них могут сломаться еще и распределительный вал, шатуны и т.п.

Как сохранить хорошее состояние ремня ГРМ

  • Если произошел разрыв ремня ГРМ, то капремонта двигателя уже не избежать. Если сравнить затраты на замену ремня ГРМ, даже в комплекте с роликами и водяным насосом, то это в десяток раз дешевле, чем капитальный ремонт двигателя. Предупредить такую ситуацию достаточно легко.
  • Не игнорируйте интервалы замены автопроизводителей. Даже если вам и вашему механику кажется, что ремень «еще побегает», его все же лучше заменить.
  • Проводите осмотр ремня ГРМ при каждом ТО. Так вы или ваш механик сможете выявить проблему заранее (например трещины)
  • Если вы эксплуатируете машину интенсивнее обычного (отрабатываете в такси, много ездите в командировки на личном авто и тд) то заменяйте ремень чаще. Интенсивная эксплуатация приводит к перегреву, а это разрушает структуру.
  • Обращайте внимание на работу двигателя и ремня. Посторонние звуки или заметное биение могут свидетельствовать о проблемах с ГРМ.
  • Заменяйте ремень ГРМ вместе с роликами и натяжителями. Большинство производителей запчастей продают все необходимые запчасти в одном удобном комплекте. Существуют также комплекты ГРМ с водяными насосами — их можно приобрести, если интервал замены ГРМ совпадает с заменой насоса. Или автопроизводитель рекомендует заменять все вместе.
viber telegram