Для чего нужен ремень ГРМ на автомобиле
ГРМ — это механизм, который отвечает за регулировку своевременного выпуска отработанных газов и впрыска топливовоздушной смеси в двигателях внутреннего сгорания.
Привод ГРМ в машине — это ремень либо цепь. Ремень привода — резиновое зубчатое изделие, которое синхронизирует вращение коленвала и распредвала двигателя. Работа ремня устроена по тому же принципу, что и вращение шестерни велосипеда. Кроме того, привод ГРМ, благодаря своим насечкам, поддерживает нужные показатели настроек системы. Еще одна функция ремня — управление водяным насосом, а иногда и помпой.
Принцип работы и устройство ГРМ
Ремень ГРМ — это кольцо из технической резины. Иногда в состав этого элемента входят нити из полимеров. Благодаря резине изделие работает с минимальным уровнем шума.
Наиболее распространенными являются такие виды ремней:
зубчатые;
поликлиновые;
клиновые.
В большинстве ДВС применяются зубчатые ремни — более сложные с точки зрения конструкции и эффективные при настройке фаз ГРМ. На внутренней поверхности такого ремня предусмотрены насечки, благодаря которым обеспечивается сцепление со шкивами коленвала и распредвала. Важным параметром ремня является внутренний диаметр кольца и его ширина. При покупке оригинального изделия важно учитывать эти характеристики.
Признаки износа ремня ГРМ и цепи
На износ этого элемента влияет множество факторов:
- термин эксплуатации автомобиля;
- поломки двигателя;
- слишком сильная или, наоборот, слабая натяжка ремня;
- протекание смазочного материала;
- неправильный монтаж и обслуживание;
- резкая манера езды.
Ресурс любых комплектующих и расходных материалов заложен производителем изначально, только не каждый производитель это отображает. В случае с приводным ремнем газораспределительного механизма, его ресурс зависит от качества материала, из которого изготовлен расходник, а ремень ГРМ – это расходный материал. И если производитель не указывает, через какое время следует его заменить, такая информация должна отображаться в технической документации на транспортное средство.
Когда менять ремень ГРМ
В среднем, рекомендуемый для замены ремня ГРМ пробег автомобиля не должен превышать отметки в 90 – 100 тыс. км, в частности это касается, и старых подержанных, и многих новых иномарок.
На современных машинах, особенно японского и немецкого производства, срок замены может быть сдвинут до 120 – 150 тыс. км, но при этом рекомендуется регулярно проверять состояние ременного привода и при видимых признаках критического износа, не дожидаться обрыва, а менять незамедлительно.
Важные признаки, свидетельствующие о том, что пришло время заменить ремень:
возраст изделия не менее 7–8 лет;
появление дыма в выхлопной трубе;
неполадки в системе зажигания;
подтекание смазки из-под кожуха;
необычные звуки (щелчки или др.);
стартер крутится, а двигатель не запускается;
видимые трещины и другие «симптомы» износа.
Что будет если порвется ремень ГРМ
- мотор заглохнет. При следующей попытке завести авто стартер будет крутиться, привычный металлический стук будет слышен, однако компрессии в цилиндрах не будет;
- клапаны согнуться. Это может произойти из-за того, что работа распределительного и коленчатого валов станет асинхронной. Как результат возникновение необходимости в снятии головки блока цилиндров и ее ремонта;
- поршни будут разрушены. Если поршень ударится о клапан, то на нем могут появиться трещины. В таком случае обойтись без капитального ремонта двигателя не получится. Если ситуация будет критичной, то вообще понадобится замена блока цилиндров.
Более внимательными следует быть к дизельным агрегатам – они более чувствительны к поломкам и в них могут сломаться еще и распределительный вал, шатуны и т.п.
Как сохранить хорошее состояние ремня ГРМ
- Если произошел разрыв ремня ГРМ, то капремонта двигателя уже не избежать. Если сравнить затраты на замену ремня ГРМ, даже в комплекте с роликами и водяным насосом, то это в десяток раз дешевле, чем капитальный ремонт двигателя. Предупредить такую ситуацию достаточно легко.
- Не игнорируйте интервалы замены автопроизводителей. Даже если вам и вашему механику кажется, что ремень «еще побегает», его все же лучше заменить.
- Проводите осмотр ремня ГРМ при каждом ТО. Так вы или ваш механик сможете выявить проблему заранее (например трещины)
- Если вы эксплуатируете машину интенсивнее обычного (отрабатываете в такси, много ездите в командировки на личном авто и тд) то заменяйте ремень чаще. Интенсивная эксплуатация приводит к перегреву, а это разрушает структуру.
- Обращайте внимание на работу двигателя и ремня. Посторонние звуки или заметное биение могут свидетельствовать о проблемах с ГРМ.
- Заменяйте ремень ГРМ вместе с роликами и натяжителями. Большинство производителей запчастей продают все необходимые запчасти в одном удобном комплекте. Существуют также комплекты ГРМ с водяными насосами — их можно приобрести, если интервал замены ГРМ совпадает с заменой насоса. Или автопроизводитель рекомендует заменять все вместе.