Представьте ситуацию: вы с семьей еде в отпуск на своей машине. На дороге постоянные пробки, и асфальт буквально плавится от льющегося с неба жара. Вдруг стрелка температуры двигателя попадает в красную зону, и из-под капота начинает валить густой пар!
Если ваш автомобиль не на 100% работоспособен, велика вероятность, что в таких условиях у вас возникли серьезные проблемы. Скорее всего, двигатель перегрелся от высоких нагрузок и произошла разгерметизация системы охлаждения. Попросту говоря, двигатель «закипел».
Что же делать, чтобы предотвратить подобные ситуации? Как действовать, если они все-таки происходят? Почему закипает автомобиль? И как понять, что машина закипела или уже близка к этому?
Что может привести к перегреву двигателя
Если вы собираетесь переложить всю «вину» на свой автомобиль, то, скорее всего, окажетесь полностью неправы. Практика показывает, что закипевший двигатель – это на 99% вина водителя автомобиля, который халатно относился к обслуживанию транспортного средства.
Безусловно, в старых неудачных конструкциях машин такие аварийные ситуации случались нередко, но мы же говорим о современном полностью исправном автомобиле, не так ли? Надежный и своевременно обслуженный автомобиль даже в самом бюджетном ценовом сегменте должен легко пережить даже такие сложные условия.
Итак, что же может привести к перегреву и «закипанию» двигателя? Основные причины кипения автомобильного двигателя:
- длительная работа силового агрегата под максимальной нагрузкой;
- неисправности системы охлаждения двигателя;
- общая изношенность силового агрегата;
- нарушение герметичности прокладки ГБЦ;
- недостаток или низкое качество моторного масла;
- утечка антифриза;
- высокая температура снаружи и так далее.
Однако когда двигатель начинает перегреваться, некогда винить себя за то, что вы забыли его обслужить. В таком случае нужно реагировать быстро. Если вовремя не взять ситуацию под контроль, двигатель может повредить прокладку ГБЦ, сама головка блока цилиндров может треснуть, а в худшем случае силовой агрегат попросту может заклинить.
Все эти поломки не только обездвижат ваш автомобиль, но и нанесут серьезный ущерб семейному бюджету.
Что делать, если двигатель перегрелся
Так что же делать и как действовать, если машина перегрелась или начинает опасно перегреваться? Прежде всего, постарайтесь остановить повышение температуры, чтобы охлаждающая жидкость не закипела, и резко не повысилось давление в системе.
Вот несколько способов сделать это в дорожных условиях:
- Выключите кондиционер.
Хотя кондиционер и охлаждает салон, его работа дает дополнительную нагрузку на двигатель, что само по себе приводит к его нагреву сильнее, чем при выключенной системе. Кроме того, подогреваемый конденсатор кондиционера может дополнительно нагревать охлаждающую жидкость.
- Включить отопление и подачу воздуха.
Зачем? Для того, чтобы перенаправить избыточное тепло из моторного отсека в салон. Эта процедура может препятствовать повышению температуры охлаждающей жидкости. Конечно, в жаркую погоду дальше ехать не получится, но вполне возможно, что удастся добраться до безопасного места.
Если из-под капота уже идет пар, единственное, что можно сделать самому в такой ситуации, это как можно скорее заглушить двигатель. Важный момент: если температура сначала быстро возрастает, а затем падает до минимального уровня, это может означать, что вся жидкость вытекла из системы, что в любой момент может привести к заклиниванию двигателя.
- Остановитесь и откройте капот.
Это поможет двигателю быстрее остыть, но будьте осторожны: если из-под капота уже идет горячий пар, вероятно, в системе имеется негерметичность, поэтому открытие капота может привести к серьезным последствиям – ожогам, например. В таком случае как можно скорее заглушите двигатель и подождите несколько минут, прежде чем открывать капот.
- Проверьте места протечек и уровень жидкости.
Заодно проверьте, откуда произошла утечка — не вышел ли из строя один из резиновых шлангов, радиатор или крышка. Как только двигатель остынет, и жидкость испарится, определить это будет сложно. Благодаря этому вы также оцените, удастся ли временно загерметизировать систему или безопаснее будет перевезти автомобиль в мастерскую на эвакуаторе.
Также проверьте, не связана ли неисправность с неработающим вентилятором радиатора. После того как двигатель полностью остынет (это может занять до часа), проверьте уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке и уровень моторного масла, которое также отвечает за отвод излишков тепла от двигателя.
При необходимости долейте охлаждающую жидкость и масло. В обоих случаях это можно сделать после остывания двигателя, так как температурный удар может вывести двигатель из строя.
Лучше всего доливать в систему охлаждения дистиллированную воду, если антифриза нужной марки у вас нет под рукой – разные охлаждающие жидкости лучше не смешивать. В экстренной ситуации можно долить и обычную водопроводную воду, но в таком случае лучше как можно быстрее заменить всю жидкость в системе.