Опытные водители знают, что даже самый надежный и современный автомобильный кондиционер, оставленный без дела на протяжении полугода, может банально не включиться без вмешательства сервиса. Эта климатическая система всегда отличалась чрезвычайной чувствительность к любым внешним факторам, включая бездействие в течение определенного временного периода.
В чем же дело? Почему такое происходит и как предотвратить подобные неприятности? Действительно, мало приятного в том, чтобы при попытке включения автокондиционера в первые жаркие дни обнаружить его неисправность. Но вроде же все работало еще в прошлом сезоне?
Почему кондиционер плохо переносит бездействие
Уcтpoйcтвo aвтoмoбильнoгo кoндициoнepa достаточно сложное, причем неполадки в работе каждого отдельного элемента могут привести к поломкам и потере работоспособности климатического оборудования. Все мы знаем, что качественный сервис — гарантия беспроблемной работы кондиционера, но почему вроде бы еще недавно исправно работающий кондиционер после зимы вдруг перестает работать?
Автомобильный кондиционер не очень хорошо переносит бездействие, а в машинах, где он не работает по умолчанию все или почти все время (это касается большинства автомобилей возрастом несколько лет и старше), после зимы — если мы его не включили в хотя бы раз в две недели — может и не запуститься.
Дело в том, что герметичность системы обеспечивается циркуляционной средой, смешанной с соответствующим количеством масла. Когда хладагент длительное время не циркулирует в системе, он может «расслоиться». В таких ситуациях появляются протечки, и хладагент просто «убегает» из системы, а ваш кондиционер перестает работать.
Во многих автомобилях именно из-за недостатка хладагента не включается кондиционер, что должно защитить компрессор от заклинивания. Однако существуют также решения, которые не имеют такого типа защиты, и утечки, которые могут возникнуть по разным причинам, в большинстве случаев приводят к выходу компрессора из строя.
Koмпpeccop: функции и пpичины пoлoмoк
Если кондиционер не включается и не работает должным образом, несмотря на проверенную герметичность системы и достаточное количество хладагента, следует проверить работу компрессора и муфты кондиционера.
Компрессор нагнетает наружный воздух в холодный теплообменник (испаритель), где он охлаждается. Влага, содержащаяся в воздухе, конденсируется на теплообменнике и стекает по трубе под автомобилем в виде воды.
Поломки компрессора или муфт – вовсе не редкость. Причины могут быть различными, начиная от общей изношенности подшипников, наличия люфтов и заканчивая банальным заклиниванием. Проблемы с компрессором могут возникнуть и в электрической системе, поэтому необходимо проверить и кабеля на предмет обрыва.
Heиcпpaвнocти кoмпpeccopa кoндициoнepa aвтoмoбиля: пpизнaки
Компрессор является одним из основных элементов автокондиционера, поэтому важно различать признаки, по которым можно понять, что произошла поломка. К ним можно отнести, например:
- появление посторонних шумов при работе кондиционера;
- наличие масляных потеков;
- отсутствие холодного воздуха из дефлекторов в салоне.
Что может сломаться в кондиционере помимо компрессора? Часто ведь бывает и так, что кондиционер после зимы сохраняет работоспособность, даже если мы его не включали 6 месяцев. Тем не менее, когда становится тепло, и мы включаем кондиционер, из дефлекторов идет теплый воздух.
Частые неисправности кондиционера могут быть связаны с выходом из строя управления системой отопления (т.е. электроники, например датчиков температуры) или, например, электромагнитных клапанов, отвечающих за открытие и блокировку подачи горячей жидкости в отопитель.
Однако чаще всего кондиционер, который не запускается, просто пуст или происходит настолько большая потеря хладагента, что система не включается. Как это узнать? Способ один: проверка давления охлаждающего хладагента в системе.
Как выполняется проверка
Чаще всего это делается с помощью автоматических станций обслуживания систем кондиционирования, которые выполняют стандартную операцию по откачке жидкости из системы и замеру ее количества, после чего создают в системе вакуум, чтобы проверить, герметична ли она.
В качестве примечания: в настоящее время даже относительно небольшая потеря хладагента (свыше 40 грамм), которую во многих случаях можно считать естественной, вынуждает мастерскую ремонтировать систему кондиционирования.
Есть и второй, в некоторых ситуациях лучший, но более трудоемкий и более дорогой способ проверки герметичности системы кондиционирования: вы не создаете в ней вакуум, а просто заполняете ее нейтральным газом (например, азотом), подключаете манометры и ждете: упадет давление или нет?
Полезные советы для здоровья кондиционера
Независимо от того, имеем ли мы дело с механической или электронной неисправностью кондиционера или с простой потерей хладагента, вызванной длительным отсутствием обслуживания или неиспользованием кондиционера, пользователь автомобиля зачастую не может с этим справиться самостоятельно.
Поэтому возьмите за правило не менее одного раза в год выполнять техническое обслуживание автомобиля с проверкой уровня хладагента в системе охлаждения. Дважды в год выполняйте очистку и дезинфекцию системы для удаления грибка и плесени, являющихся причиной появления затхлого запах в салоне. Также регулярно запускайте кондиционер на короткое время даже в холодное время года.